В Инете случайно наткнулся на сайт
http://allydota.ru/item/items788330.html ,
где приведен отрывок из книги, которая называется "История заселения и этнокультурное развитие татар Оренбургского края". Автор книги - Денисов Денис Николаевич, кандидат историчечских наук из Оренбурга
В книге довольно много историко-документальной информации о селах Асекеевского р-на
И что интересно, выводы, которые делает Денисов Д.Н. о "башкирских" основателях некоторых сел Асекеевского района совпадвют с мнением бывшего жителя Старомукменева Шагманова Сагита абый, потомка основателей некоторых сел Асекеевского р-на. Который опрашивал старожилов, изучал записи своих предков - все это описано в "К истории села Старомукменево" ( http://asekeevo.narod.ru/istmukm.htm )
В разделе "Разное" на сайте размещена более полная подборка страниц из этой книги.
История заселения и этнокультурное развитие татар Оренбургского края.
...В 30-40-е годы XVIII века начинается заселение татарами бассейна реки Большой Кинель. Среди местных историков и краеведов до настоящего времени общепризнанной является точка зрения о более позднем появлении здесь татарских переселенцев. Так, С. А. Попов в своей статье "Заселение Асекеевского района" (Газета "Южный Урал" - 5 апреля 1984) отмечал, что нынешние татарские села Асекеево, Старосултангулово, Старокульшарипово и Старомукменево впервые обозначены лишь на карте Уфимского наместничества 1786 года. Таким образом, они могли возникнуть не позднее конца 70-х - начала 80-х годов XVIII века. Например, Асекеево упоминается еще в 1782 году. Кроме того, исследователи обращают внимание на то, что в документах XVIII-XIX веков жители этих населенных пунктов называются не татарами, а служилыми тарханами и башкирами. Исходя из этого, С. А. Попов выдвинул гипотезу о том, что первоначально эти села были основаны башкирским населением. С притоком же в этот район татарских переселенцев "коренные башкиры утратили здесь свой национальный язык, перешли на татарский и считаются татарами по национальности и языку". Этот вывод, как будто, подтверждается и данными топонимики. Среди местных жителей бытуют параллельные, малоупотребительные названия собственных населенных пунктов. Так, село Старосултангулово называют "иске башкорт", село Старокульшарипово - "башкорт", а местное обозначение села Старомукменево "тамьян" указывает на происхождение его жителей из башкир тамьянского рода, племени. Вместе с тем, отдельные положения этой гипотезы вызывают сомнения, в частности то обстоятельство, что по архивным материалам вообще не прослеживается сколько-нибудь значимого притока в этот район со стороны татарских переселенцев, в подавляющей массе которых могло бы раствориться и изменить свою национальную самоидентификацию коренное "башкирское" население. Напротив, сопоставление и тщательный анализ различных исторических источников убеждают нас в том, что население этих деревень было изначально татарским, а сами они возникли раньше, нежели принято считать.
Дело в том, что в XVIII-XIX веках термин "башкиры" употреблялся в двух значениях: этническом и социальном. В этническом смысле он использовался для определения совокупности различных по своему происхождению групп, родов, племен, которые с течением времени консолидировались в башкирскую нацию. Социальное же содержание этого термина было более широким и служило для обозначения башкирского военно-служилого сословия, неподатного населения, главной обязанностью которого было несение нерегулярной, пограничной, форпостной службы. Разумеется, основу этого сословия составляли этнические башкиры, но помимо их, оно включало в себя также определенную долю татар, в том числе мишарей, а также ногайцев. В 1798-1865 годах по распоряжению военных властей в число "башкир" включались целые деревни с небашкирским населением, например, значительная часть жителей Сеитовой (Каргалинской) слободы и ее выселков, деревень Верхние и Нижние Чебеньки, Зяк-Ишметово, Айдаралино, Тятер-Арасланово, Аширганово, Балыклы, Нижне-Ибраево, Стерлибашево, ногайцы Воздвиженской крепости, Желтого и Никитинского редутов, Кундровской слободы, мишари деревень Мусекаево, Большая Ока и другие. Все эти населенные пункты становились и частью кантонной системы управления со всеми соответствующими институтами. Их жители назывались в документах того времени только "башкирами", поскольку для сословного государства имела значение не их этническая принадлежность, а лишь совокупность определенных прав и обязанностей. По подсчетам башкирского историка А. 3. Асфандиярова, в 1834 году небашкирское население составляло 2,5% башкирского военно-служилого сословия, в том числе татары - 1,9% и ногайцы - 0,6%. Этнические татары включались в состав нерегулярного башкирского населения и до введения в 1798 году кантонной системы управления, однако происходило это не столь явно и потому нередко оспаривается в исторической литературе.
В документах XVIII века жители сел Асекеево, Султангулово и Кульшарипово называются служилыми тарханами Кипчакской волости Казанской дороги Уфимского уезда. Им принадлежали на вотчинном праве огромные пространства земли на территории нынешних Асекеевского, Бугурусланского, части Северного, Пономаревского и Матвеевского районов Оренбургской области, а также Похвистневского и части Кинель-Черкасского районов сопредельной Самарской области. Обращение к документам, подтверждающим их права на эти земельные владения, неоспоримо доказывает не башкирское, а татарское происхождение их собственников. Из содержания тарханной грамоты 1618 года, ввозных грамот 1691 и 1692 годов следует, что промысловые угодья по рекам Большой и Малый Кинель с притоками были впервые пожалованы в тарханство их предку служилому татарину Казанского уезда, Ногайской дороги, деревни Кугарчина Булату Монашеву в 1613 году на условиях несения военной службы без уплаты денежного содержания. Три поколения его родственников на протяжении всего XVII века несли военную службу на условиях тарханства сначала по Казанскому, а затем и по Уфимскому уезду, использовали промысловые угодья на территории нынешних Оренбургской и Самарской областей, неоднократно подтверждая свои права на эти земли в 1617, 1618, 1647, 1654, 1686, 1691 и 1692 годах. Разнообразные документы, связанные с владением и оборотом земли, закрывают собой весь XVII и первую половину XVIII века, доказывая прямое происхождение жителей деревень Асекеево, Старосултангулово и Старокульшарипово из рода служилых татар Монашевых вплоть до составления подробных генеалогий. Привлечение же дополнительных источников позволяет продлить безупречную татарскую линию даже до 50-х годов XVI века, то есть времени завоевания Казанского ханства.
(Асфандияров А. 3., Асфандиярова К. М. История башкирских сел Пермской и Свердловской областей. Кн. 8. - Уфа, 1999. - С. 16)
На рубеже XVII-XVIII веков представители этой семьи сошли на Казанскую дорогу Уфимского уезда, основав здесь деревню Ишью Тарханову (ныне село Тархан Шаранского района Республики Башкортостан). В 40-е годы XVIII века они уже фиксируются по историческим источникам в бассейне реки Большой Кинель, где проживали "разными деревнями". Возникает закономерный вопрос о том, когда эти люди переселились с территории Башкирии на собственные промысловые угодья?
(ГАОО. Ф. 6. Оп. 3. Д. 7384. Л. 17- 18об; РГАДА. Ф. 1324. On. 1. Д. 2807. Л. 244об- 247об; Д. 2574. Л. 139об-142; Писцовая книга Казанского уезда 1602-1603 гг. Публикация текста. - Казань, 1978. - С. 53.3; РГАДА. Ф. 1324. On. 1. Д. 2574. Л. 142-144; ГАОО. Ф. 6. Оп. 3. Д. 2567. Л. 241-242об; Акманов А. И. Земельная политика царского правительства в Башкирии (вторая половина XVI - начало XX вв.). - С. 200; Материалы по истории Башкирской АССР. Т. IV. Ч. 1. - С. 466.)
21 марта 1766 года оренбургский губернатор князь А. А. Путятин обратился в Правительствующий Сенат с представлением об упорядочении земельных владений на территории к югу от Новой Московской дороги. Этот документ содержит важную информацию о том, что живущие на этих землях служилые тарханы, "яко верныя России и к бунтам не пристававшия, из Башкирии во время тех бунтов перешли". Таким образом, у нас есть прямое указание на то, что лояльные к российским властям татары Казанской дороги Уфимского уезда, деревни которых разоряли восставшие башкиры, переселились на собственные промысловые угодья по рекам Большой и Малый Кинель в 1735-1740 годах. Отметим, что повстанцы активно действовали на территории Казанской дороги лишь на первом этапе восстания, в 1735-1736 годах. В этой связи примечательным является то обстоятельство, что в переписной книге 1740 года по Бузулукской крепости показан татарин Кучум Юнусов, который бежал в 1736 году именно из деревни Ишьей Тархановой. С известной долей условности можно говорить о том, что старейшие татарские села в бассейне Большого Кинеля могли быть основаны в том же 1736 году. Однако на территории нынешней Оренбургской области они появились несколько позже, с 50-60-х годов XVIII века после продажи вотчинниками части своих земель.
(РГАДА. Ф. 248. Оп. 3. Д. 144. Л. 210; Оренбургская губерния с прилежащими к ней местам по "ландкартам" Красильникова и "Топографии" П. И. Рычкова 1755 г. - Оренбург, 1888. - С. 22-23; Материалы по истории Башкирской АССР. Т. IV. Ч. 2. - С. 186, 249-251; Т. V. - С. 81-82)
Ландкарта Красильникова 1755 года отмечает три населенных пункта служилых тарханов Кипчакской волости, известных и по другим историческим источникам: деревни Кутлугушеву на реке Савруш, Заитову и Аскину (Асекееву) на притоке Большого Кинеля Тергале. Таким образом, в прошлом село Асекеево располагалось в пределах современного Похвистневского района Самарской области. Оно неоднократно упоминается до 1782 года в договорах о продаже земли, где фигурирует имя ее основателя Асекея Акметева. Предположительно, он мог быть сыном Акметя (Акмухаммеда) Юсупова и правнуком служилого татарина Сулеймана Монашева. По двум договорам, заключенным 10 августа 1760 года и 9 октября 1762 года, служилые тарханы Уфимского уезда, Казанской дороги, Кипчакской волости, команды старшины Заита Абдулова продали свою землю по правому берегу реки Тер-гали отставному капитану С. Е. Кроткову, который основал на этом месте село Кротково, Архангельское тож, Асекеево тож (в настоящее время Похвистневского района). Логично предположить, что тогда же асекеевцы перенесли свою деревню на нынешнее место. С высокой степенью вероятности датой основания села Асекеево Асекеевского района Оренбургской области можно считать 1760-1762 годы.
Вообще вотчинники Кипчакской волости на протяжении XVIII - первой половины XIX веков активно распродавали принадлежавшие им земли русским помещикам, припускали татарских, мордовских и чувашских переселенцев. Так, 27 февраля 1744 года служилые тарханы Башир Шарыпов и Юмагул Кильмаметев заключили договор со старшиной Надыром Уразметевым, по которому припустили на праве совместного владения в свои вотчинные земли по реке Большой Кинель с притоками десять семей служилых татар и служилых тарханов Надыровой волости "с детьми и родственниками". В числе этих переселенцев названы Султангул Тименеев и Кульшарип Дюсметьев, имена которых носят села Старосултангулово и Старокульшарипово Асекеевского района. Первоначально, с 1744 года они обосновались на реке Алле, в нынешнем селе Султангулово Похвистневского района Самарской области. В 1755 году служилые тарханы Султангул Тименеев "с товарищи" продали землю под своей деревней новокрещенам из чуваш, потомки которых проживают здесь до настоящего времени. Сами же они, по-видимому, ушли на место нынешнего села Старосултангулово Асекеевского района Оренбургской области. Если датой основания Старосултангулово ("иске башкорт") можно предположительно считать 1755 год, то соседнее Старокульшарипово ("башкорт"), возможно, является выселком из него и возникло в 1755-1769 годах. По крайней мере, 5-6 июля 1769 года Н. П. Рычков проехал через обе эти деревни3, обозначив их и на карте маршрута своего путешествия.
(ГАОО. Ф. 6. Оп. 3. Д. 2567. Л. 241-242об. РГАДА. Ф. 342. On. 1. Д. 109. Ч. XI. Л. 284-284об.; Рычков Н. П. Журнал, или дневные записки путешествия Капитана Рычкова по разным провинциям Российского государства в 1769 и 1770 гг. - Спб., 1770. - С. 112)
Наконец, на западном направлении между 1755 и 1762 годами возникла татарская деревня Бакаева, Надырова тож, Акана или Акана-елга тож (ныне село Бакаево Северного района Оренбургской области). По-видимому, первоначально старшина Надыр Уразметев припустил за плату на принадлежащие ему земли небольшую группу тептярей во главе с самим Бакаем Дрюсевым (1706-1794). Позднее сюда же подселились ясачные татары, которых состояло по ревизии 1762 года 54 души мужского пола. В переписной книге они довольно расплывчато названы "выходцами из Казанской губернии, из разных деревень". Однако, анализируя косвенные данные (о женах переселенцев), можно прийти к выводу о том, что, по крайней мере, 11 человек мужского пола прибыли из нынешнего села Старые Киязлы Аксубаевского района Республики Татарстан, а остальные, уже с меньшей степенью вероятности, из деревень Чувашский брод, Татарские Шибаши, Верхнее (или Среднее или Нижнее) Бектимирово Алькеевского района Республики Татарстан и Боровка Мелекесского района Ульяновской области.
(РГАДА Ф. 350. Оп. 2. Д. 177-183)
На южном направлении в процессе хозяйственного освоения земель яицкие казаки из числа русских, украинцев, татар постепенно продвигались вверх по течению Урала, заселив в 30-70-е годы XVIII века часть территории нынешней Оренбургской области. В исторической литературе прежде не обращалось внимания на тот факт, что первые постоянные татарские поселенцы появились на этих землях еще до начала широкомасштабных мероприятий правительства по колонизации края, связанных с деятельностью Оренбургской экспедиции под руководством И. К. Кирилова 1734-1737 годов. Наиболее ранние сведения о наличии здесь постоянного татарского населения связаны с историей Сакмарского казачьего городка (ныне село Сакмара Сакмарского района Оренбургской области). Среди ученых и краеведов нет единства мнений относительно даты его возникновения: в качестве возможных называют 1710, 1720 или 1725 годы. Не входя в детальное сопоставление различных исторических источников, отметим, что приведенные даты отнюдь не исключают друг друга, а, скорее, отражают различные этапы пребывания казаков на Сакмаре. Однако, по-видимому, после ряда переносов Сакмарский казачий городок утвердился на нынешнем месте все-таки в 1725 году.
28 апреля 1725 года в Военную коллегию было подано донесение яицкого казака Василия Федоровича Арапова, который просил разрешить ему и другим желающим из числа казаков поселиться "на устье реки Сакмары . . . крепость построить, проезды чинить и крепкие караулы содержать". Указом Правительствующего Сената от 25 мая 1725 года просьба Арапова была удовлетворена. Из дальнейшего развития событий видно, что яицкие казаки поселились не в устье реки, а на месте современного села Сакмара Оренбургской области.
(Полное собрание законов Российской империи. - Т. УЛ. - №4685. - Спб., 1830.; Материалы по истории Башкортостана. Т. VI. - С, 70; Материалы по ист
Несмотря на неоднократные запреты властей, в 20-е-30-е годы XVIII века Сакмарский казачий городок стал местом притяжения для беглых крестьян, прежде всего из старинных русских слобод Западной Сибири по рекам Исеть, Пышма, Миасс, Теча, а также для беглецов из Среднего Поволжья и Прикамья. Среди них были представители различных национальностей, в том числе и татары. Так, например, сакмарский казак Салим Байтеряков показал на допросе в канцелярии Оренбургской экспедиции 18 сентября 1735 года, что его отец, ясачный татарин Казанского уезда, Зюрейской дороги, деревни Сунь (ныне Мамадышского района Республики Татарстан) сошел "в давных годех, а сколько не упомнит, в Сакмарский городок, в котором, де, городке они и жили" . Яицкий казак татарин Мансур и сакмарский казак Василий Яковлев сын Выровщиков, допрошенные в канцелярии Оренбургской экспедиции 28 февраля и 3 марта 1735 года, показали, что в 1731-1732 годах ездили вместе с жившими в Сакмарском городке татарином Сулейманом и "черкашенином" Корнеем Маспаном "вверх по Яику для ловления куланов", доходя почти до самого "устья Орскова"...